Image
Издается ФГБУ «Государственный музей спорта» Министерства спорта Российской Федерации

Издается ФГБУ «Государственный музей спорта» Министерства спорта Российской Федерации

4 (35) 2023

Уважаемые читатели и авторы журнала! Вашему внимаю представлен выпуск  научно-методического журнала "Вестник спортивной истории" №4 (35) 2023 г.

4 (35) 2023 содержание журнала (Русский)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПРИВЕСТВИЕ ВРИО ДИРЕКТОРА ФГБУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СПОРТА» А.С. ДУБИНИНА – С. 9.
  1. НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗЫ СПОРТА В ИСКУССТВЕ» – С. 11- 13.
  1. Тощев Ф.В.

 РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ. ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ОБРАЗ: ОТ СКУЛЬПТУРЫ К МЕДИА – С. 15-28.

Аннотация. В статье анализируется влияние экспериментальных работ фотографов на творчество художников и скульпторов XX века в создании спортивных образов, особенно в передаче движения спортсменов. Автором делается обзор основных художественных направлений в скульптуре советского периода на примере произведений, связанных со спортивной тематикой, показан переход к новым техникам  визуализации спортивного образа в условиях информационного общества XXI века.

Ключевые слова: спортивный образ, спорт в искусстве, футуризм, социалистический реализм, И.М. Чайков, М.Г. Манизер, Е.А. Янсон-Манизер А.А. Дейнека, Ю.Л. Чернов, В.А. Погодин.

  1. Барсукова Н.И.

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА-КЕРАМИСТА ЮРИЯ НОВИКОВА – С. 29-36.

Аннотация. В статье впервые предпринимается попытка концептуального осмысления изображения зимних видов спорта в керамическом искусстве на примере работ художника-керамиста Ю.М. Новикова, посвященных зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи и выполненных в контексте подготовки к этому событию в 2007–2014 годах.

 Ключевые слова: керамическое искусство, Ю.М. Новиков, зимние виды спорта, зимние Олимпийские игры, XXII зимние Олимпийские игры в Сочи, Сочи-2014, Музей керамики Юрия Новикова.

  1. Рустамов Р.Р.

 СИНТЕЗ СПОРТА И ИСКУССТВА: ВЛИЯНИЕ ЖИВОПИСИ НА ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ – С. 37-51.

Аннотация. В статье исследуется влияние живописи на создание художественного образа в фигурном катании. На примере нескольких соревновательных программ определяется роль живописи в выборе костюма, музыкального сопровождения, либретто к программе. Поднимается вопрос об интермедиальности фигурного катания как синтетического вида спорта, восприимчивого к диалогу с другими видами искусств. Затрагивается тема зрительского восприятия спортивных и показательных программ, вдохновленных живописью.

Ключевые слова: фигурное катание, интермедиальность, синтез искусств, визуальные исследования, Камила Валиева.

  1. Прыгов В. И.

ПРИЗОВЫЕ   КУБКИ СЕРЕДИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В. – С. 52-68.

Аннотация. В статье анализируются эволюция и символическое значение кубка как награды за победу в спортивных состязаниях середины XIX - начала ХХ в. Особое внимание уделено художественным особенностям «Кубка Императора», учрежденного российским императором Николаем I для победителей скачек в английском Эскоте, который ежегодно изготавливался ведущими ювелирными домами Англии и вручался с 1845 по 1853 год. Автором сделан обзор спортивных кубков этого периода в Российской империи на примере наград скаковых обществ и парусных регат.

Ключевые слова: спортивный кубок, Кубок Императора, Николай I, скачки, скаковое общество, парусная регата.

  1. Терехович М.Л.

СИНЕРГИЯ ИСКУССТВА И СПОРТА. ВСЕСОЮЗНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДЫ 1930-1950-х  ГОДОВ  – С. 69-81.                                                               

Аннотация. В статье анализируются Всесоюзные физкультурные парады 1930 –1950 годов как особая форма синтетического театрализованного действия.   В качестве источника активно используются уникальные материалы из архива художников Антонины Каземировны Ладур и Михаила Филипповича Ладура, которые с 1935 года были одними из авторов художественного оформления парадов. Большая часть архива в 2013-–2015 годах была передана автором в дар МО «Музей Москвы» и требует дополнительного изучения и введения в научный оборот.

Ключевые слова: Всесоюзные физкультурные парады, М.Ф. Ладур, В.Э. Мейерхольд, И.В. Сталин, стадион «Динамо».

  1. Шемякова А.А.

ИРАНСКИЙ ФОТОАЛЬБОМ КАК ДОКУМЕНТ ИСТОРИИ – С. 82-89.

 Аннотация. Используя в качестве исторического источника фотоальбом, подаренный в 1944 году советской футбольной команде «Динамо» (Тбилиси) Национальной организацией физического воспитания Ирана, автор дополняет события, произошедшие в Иране в годы Второй мировой войны с участием стран антигитлеровской коалиции – СССР, Великобритании и США, ранее малоизвестными фактами спортивного сотрудничества стран, в частности, о проведении в мае 1944 года футбольного турнира на Кубок шаха Ирана с участием советской и английской команд, товарищеских встречах иранских футболистов с командой «Динамо» (Тбилиси) в октябре 1944 года.

В статье показана художественной ценность фотоальбома, обложка которого оформлена известным иранским миниатюристом Мирзой-ага Эмами, и делается вывод о необходимости его дополнительных исследований.

Ключевые слова: Вторая мировая война, Иран, СССР, Великобритания, США, футбол, клуб «Динамо» (Тбилиси), Кубок шаха Ирана, Мохаммад Реза Пехлеви, Мирза-ага Эмами.

  1. Иванова Н.Ю.

СПОРТИВНАЯ СИМВОЛИКА В ФОРМООБРАЗОВАНИИ

АВТОРСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ЦАРИЦЫНО» – С. 90-103.

Аннотация. В статье проведен анализ отражения спортивной тематики в творчестве советских художников-ювелиров второй половины ХХ века на примере коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно». Выявлены приемы формообразования, разработанные с использованием спортивной символики и знаков, систематизированы несколько вариативных подходов к художественным и конструктивным решениям.

Ключевые слова: спортивная символика, приз-украшение, знак-символ, Олимпиада, Спартакиада народов СССР, Эстонская ССР.

  1. Соловьева А.А., Петрова А.С.

АРХИТЕКТУРА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА (СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ИНСТИТУТА ФИЗКУЛЬТУРЫ И ДВОРЦА СПОРТА В РАЙОНЕ ИЗМАЙЛОВО, МОСКВА) – С. 104-114.

Аннотация. В статье рассмотрены различные аспекты создания образа спорта в архитектуре на примере двух объектов – Института физкультуры и Дворца спорта в Измайлове (Москва), построенных в преддверии летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году и сложившихся в единый архитектурный ансамбль. Авторы аргументируют тезис,  что архитектура спортивных объектов  – наиболее характерный пример образного воплощения темы спортивного торжества. Различные виды монументального искусства, находящиеся в синтезе со спортивной архитектурой, подчеркивают и раскрывают ее возможности.

Ключевые слова: архитектура, спорт, Олимпийские игры, художник-монументалист, мозаичное панно, скульптура, Олимпиада-80 .

 4 (35) 2023 content (English)

CONTENT

  1. INTRODUCTION OF THE ACTING DIRECTOR OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION "STATE MUSEUM OF SPORTS" S. DUBININ. Рр. 9.
  1. SCIENTIFIC CONFERENCE "IMAGES OF SPORTS IN ART". Рр. 11-13.
  1. Toshchev F.V.

THE DECISIVE MOMENT. PHOTOGRAPHIC VISION AND SPORTS IMAGE: FROM SCULPTURE TO MEDIA. Рр.15-28.

Abstract. The article analyzes the influence of experimental works by photographers on the work of artists and sculptors of the 20th century in creating sports images, especially in conveying the movement of athletes. The author gives an overview of the main artistic trends in sculpture of the Soviet period on the example of works related to sports topics, shows the transition to new techniques for visualizing a sports image in the conditions of the information society of the XXI century.

Key words: sports image, sports in art, futurism, socialist realism, I.M. Chaikov, M.G. Manizer, E.A. Yanson-Manizer, A.A. Deineka, Y.L. Chernov, V.A. Pogodin.

  1. Barsukova N.I.

WINTER SPORTS IN THE WORK OF THE CERAMIC ARTIST YURI NOVIKOV. Рр. 29-36.

Abstract. For the first time, the article attempts to conceptualize the image of winter sports in ceramic art using the example of the works of the ceramic artist Yu.M. Novikov dedicated to the 2014 Winter Olympic Games in Sochi and executed in the context of preparations for this event in 2007-2014.

Key words: ceramic art, Y.M. Novikov, winter sports, Winter Olympic Games, XXII Winter Olympic Games in Sochi, Sochi-2014, Yuri Novikov Ceramics Museum.

  1. Rustamov R.R.

THE SYNTHESIS OF SPORTS AND ART: THE INFLUENCE OF PAINTING ON FIGURE SKATING. Рр. 37-51.

Abstract. The article examines the influence of painting on the creation of an artistic image in figure skating. Using the example of competitive programs the role of painting in the choice of costume, music, and libretto for the program is determined. The question of intermediality of figure skating as a synthetic sport receptive to a dialogue with other arts is raised. The topic of the audience perception of competitive and exhibition programs inspired by painting is addressed.

Key words: figure skating, intermediality, synthesis of arts, visual studies, Kamila Valieva.

  1. Prygov V. I.

PRIZE CUPS OF THE MID-XIX –- EARLY XX CENTURIES. Рр. 52-68.

Abstract. The article analyzes the evolution and symbolic meaning of the cup as a reward for winning sports competitions in the middle of the XIX-early XX centuries. Special attention is paid to the artistic features of the Emperor's Cup, established by the Russian Emperor Nicholas I for the winners of the English Ascot races, which was annually made by leading jewelry houses in England and awarded from 1845 to 1853.    The author provides an overview of the sports cups of this period in the Russian Empire using the example of awards from racing societies and sailing regattas.

Key words: sports cup, Emperor's Cup, Nicholas I, horse racing, racing society, sailing regatta.

  1. Terekhovich M.L.

THE SYNERGY OF ART AND SPORTS. ALL-UNION SPORTS PARADES OF THE 1930S AND 1950 S. Рр. 69-81.                                                                                                                    

Abstract. The article analyzes the All-Union sports parades of the 1930s and 1950s as a special form of synthetic theatrical action.   Unique materials from the archive of artists Antonina Kazimirovna and Mikhail Filippovich Ladur, who have been one of the authors of the artistic design of the parades since 1935, are actively used as a source. Most of the archive in 2013-–2015 was donated by the author to the MO "Museum of Moscow" and requires additional study and introduction into scientific circulation.

Key words: All-Union sports parades, M.F. Ladur, V.E. Meyerhold, I.V. Stalin, Dynamo Stadium.

  1. Shemyakova A.A.

THE IRANIAN PHOTO ALBUM AS A DOCUMENT OF HISTORY. Рр. 82-89.

Abstract. Using as a historical source a photo album presented in 1944 to the Soviet football team Dynamo (Tbilisi) The author complements the events that took place in Iran during the Second World War with the participation of the countries of the anti – Hitler coalition – the USSR, Great Britain and the United States, with previously little-known facts of sports cooperation between the countries. In particular, about the holding of the football tournament for the Shah of Iran Cup in May 1944 with the participation of the Soviet and English teams, friendly meetings of Iranian football players with the Dynamo team (Tbilisi) in October 1944. The article shows the artistic value of the photo album, whose cover is designed by the famous Iranian miniaturist Mirze-agha Emami, and concludes that additional research is needed.

Key words: World War II, Iran, USSR, Great Britain, USA, football, Dynamo club (Tbilisi), Shah of Iran Cup, Mohammad Reza Pahlavi, Mirza agha Emami.

  1. Ivanova N.Y.

SPORTS SYMBOLS IN THE SHAPING OF SOVIET JEWELRY. FROM THE COLLECTION OF THE TSARITSYNO STATE MUSEUM-RESERVE. Рр. 90-103.

Abstract. The article analyzes the reflection of sports themes in the works of Soviet jewelers of the second half of the twentieth century on the example of the collection of the Tsaritsyno State Museum-Reserve. The methods of shaping developed using sports symbols and signs are revealed, several variable approaches to artistic and constructive solutions are systematized.

Key words: sports symbols, decoration prize, symbol sign, Olympiad, Spartakiad of the peoples of the USSR, Estonian SSR.

  1. Solovyova A.A., Petrova A.S.

ARCHITECTURE OF SPORTS FACILITIES: TRANSFORMATION OF THE IMAGE (THE SPORTS COMPLEX OF THE INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND THE SPORTS PALACE IN THE IZMAILOVO DISTRICT, MOSCOW). Рр. 104-114.

Abstract. The article examines various aspects of creating an image of sports in architecture using the example of two facilities – the Institute of Physical Education and the Sports Palace in Izmailovo (Moscow), built on the eve of the Summer Olympic Games in Moscow in 1980 and formed into a single architectural ensemble. The authors argue that the architecture of sports facilities is the most characteristic example of the figurative embodiment of the theme of a sports celebration. Various types of monumental art in synthesis with sports architecture emphasize and reveal its possibilities.

Key words: architecture, sports, Olympic Games, muralist, mosaic panel, sculpture, Olympics-80.

 

 

Дополнительная информация

Другие материалы в этой категории: « 1 (36) 2024 1 (32) 2023 »